Школьный историко-краеведческий музей является частью образовательной и воспитательной системы школы. В 2022 году музею исполнилось 34 года.
Музей - это центр духовно - нравственного, патриотического и эстетического воспитания.
Музей - это средство развития личности ребёнка, одна из форм
самообразования.
Школьный музей является одновременно и учебным классом, и игровой площадкой, и творческой мастерской.
Девиз музея: «Всё, что».
- боевые дела наших земляков
- история школы
- природа родного края
- белорусская хатка
- история завода "Зеленоборский"
Музей занимает важное место в учебно-воспитательном процессе школы. Он помогает зажечь искорку любви и интереса в жизни народа, к его искусству, культуре, краеведению, истории деревни в разное историческое время, помогает воспитывать патриотов. Внедрение материалов музея в урочную деятельность позволяет на основе музейной экспозиции создать у ребёнка целостную картину мира, представление о движении времени. Педагог призван соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность ребёнка духовным наследием прошлого.
Боевое прошлое наших земляков
Это экспозиция посвящена партизанскому движению в нашем крае. 130 жителей поселка Зеленый Бор были участниками Великой Отечественной войны. Они сражались на разных форнтах войны, являлись участниками партизанского движения, их воспоминания, фотографии, награды, предметы партизанского быта хранятся в музее школы.
Природа родного края
В экспозиции природа родного края собрана коллекция минералов Республики Беларусь. территория п.Зеленый Бор находится в границах лесной зоны. здесь преобладают сосновые и мелколиственные леса. В окрестностях Зеленого Бора находятся озера: Святое, Песочное, Рыбочное, Разливы. Наш край богат торфяными запасами.
Белорусская хатка
Это экспозиция посвящена традициям и обрядам белорусов, собраны предметы народного быта.
История завода "Зеленоборский"
История завода Зеленоборский и поселка Зеленый Бор написана по воспоминаниям первостроителей Портянкиной Эльзы Степановны, Шиманской Марии Моисеевны и др. В 1947 году началось строительство поселка Зеленый Бор. Сначала поселок был безымянным. Кто называл СМУ, кто- Рова. Официальное название Зеленый Бор было присвоено тольео в 1958 году Указом Президиума Верховного Совета БССР. В 1949 году начало работать торфопредприятие "Смолевичское".
Содержание, проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости их решения средствами школьного музея.
Патриотическое воспитание - задача общегосударственного значения.
Государство будет процветать только в том случае, если каждый его гражданин будет обладать суммой знаний об истории Родины, её культуре.
Деятельность музеев образовательных учреждений как раз и направлена на
воспитание такого человека. Целостная система патриотического воспитания,одним из формообразующих компонентов которой является музей, позволяет формировать у подрастающего поколения высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей Беларуси.
Музей школы объединяет в себе содержание военного, исторического и этнографического музея.
Среди основных форм работы школьного музея, таких как экскурсии, встречи с ветеранами, классные часы, праздники многие другое большое значения имеет проведение уроков в школьном музее. Экспозиционный потенциал музея должен помочь оживить учебный процесс, приобщить детей к истории своей страны, своей малой родины.
Цели и задачи школьного музея.
Основные направления деятельности музея - это информирование, обучение, общение, развитие творческих способностей школьников.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора и развитию у учащихся практических навыков поисково-исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
Деятельность музея посвящена исследованию материалов по отечественной истории, краеведению, сохранению исторической памяти народа и изучению культурно - исторического наследия малой родины.
Объект деятельности - история и современность малой родины, школы, поселка .
Предмет деятельности - история и современность родного края, предметы крестьянского быта и народные ремёсла, мужество и героизм земляков в годы Великой Отечественной войны.
Цель деятельности музея - образовательно-просветительская работа и
патриотическое воспитание учащихся с помощью исторических знаний, пропагандирующих традиции народа, формирующих у детей чувство
и сознание уважения к историческому прошлому нашей страны, гордость за её славное прошлое через историю собственных предков.
Предполагаемая аудитория музея - учащиеся своей и соседних школ, молодежь, родители, ветераны войны , жители и гости поселка Зеленый Бор .
Идейный замысел музея.
Историко-краеведческий музей - это комплексный музей, в котором представлены экспонаты по очень разным направлениям истории нашей малой родины.
Школьный музей призван способствовать:
- формированию у учащихся интереса познавать прошлое об истории своей
Малой родины, а также истории своей школы;
- овладению практическими навыками поисковой и научно - исследовательской деятельности;
- воспитанию толерантности и культуры мира в школьной среде;
- совершенствованию исторического образования учащихся, расширению их
кругозора.
Фонд открытого хранения предметов музейного значения представляет собой пространство
для встречи с гостями музея;
- классных часов и обзорных экскурсий, праздников;
- для проведения игровых программ, интерактивных уроков по предметам
гуманитарного цикла;
- для проведений занятий с учащимися и активом школьного музея, для
осуществления ими научно – исследовательской, научно – фондовой и
экскурсионной работы;
Перспективы развития музея:
- осуществлять сменные тематические выставки, посвященные памятным датам истории Родины;
- использовать музейные предметы экспозиций школьного музея в учебно-
исследовательской и проектной деятельности учащихся; - проводить совместные мероприятия с ветеранами труда, привлекать их к работе актива музея;
- использовать инновационные формы работы в деятельности музея;
- устанавливать связи с другими музеями, привлекать родителей к работе в
музее;
- пополнять фонды музея, обновлять экспозиции;
- проводить на базе музея уроки, праздники, интерактивные экскурсии, встречи с интересными людьми, тематические вечера и т.п.;
- обновлять страничку школьного сайта «Школьный музей»;
- создать мультимедийное портфолио по экспозициям музея.
Совершенствование программы деятельности музея.
Организация деятельности музея опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Беларуси:
- Кодекс РБ «Об образовании»;
- Закон «О музеях и музейном фонде РБ»;
- Конвенция ООН «О правах ребенка»;
- Положение о школьном музее.
Задачами педагогического коллектива являются не только обучение, но и воспитание культурного, творческого человека, способного воспринимать и ценить принципы добра и красоты. Эти задачи решает школьный музей с его экспозицией, подлинными предметами, имеющими историческую ценность.
Обучение в музее предполагает получение дополнительных знаний, чему способствует музейная педагогика. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков (урок - путешествие, урок - игра, урок - знакомство, уроки творчества), на которых могут использоваться музейные экспозиции и
различные музейные экспонаты. Обучение в музее может проводиться в какой - то другой нетрадиционной форме (например: встреча с интересными людьми - писателями, ветеранами, литературно - музыкальные гостиные, и т.п.). Такие уроки в музее стимулируют интерес детей к прошлому родного края, побуждают задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, находить объяснения.
Использование краеведческого материала на уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. На вещественных и документальных материалах музея могут быть написаны рефераты, доклады, творческие проекты. Дети могут
соприкоснуться с древностью, поработать с документами, соприкоснуться с
прошлым "вживую".
Интегрированные уроки в школьном музее, игровые программы, праздники и многие другие мероприятия помогают раскрывать культурный потенциал музейных предметов и активно использовать их в учебном процессе, в урочной деятельности общеобразовательных учреждений.
Оценка эффективности реализации программы развития музея.
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
- возрождение истинных духовных ценностей белорусского народа;
- сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций;
- оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.
Перспективный план
по развитию музея
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Обновление экспозиции музея |
1 раз в четверти |
Совет музея |
Пополнение фондов |
Ежемесячно |
А.А Титенкова |
Ремонт музейного оборудования |
Ежемесячно |
Совет музея |
Создание выстовочной полки экспозиции "Сялянская хата" |
В перспективе |
Совет музея |
Создание электронной базы музейных экспонатов |
В перспективе |
Совет музея |
План работы
музея на 2021/2022 учебный год
№ недели |
Мероприятие |
Месяц, год |
|||
1. 2. 3. 4. |
А) Организационная работа Об итогах работы за 2020/2021 учебный год. Заседание совета музея. Планирование работы на 2021/2022 |
Сентябрь 2021 год |
|||
5. 6. 7. 8. |
Б) Инструктивно-методическая работа Положение «О музее» «О противопожарной безопасности» «О взрывоопасных предметах» «О порядке сбора, хранения, регистрации, передаче экспонатов» |
Октябрь 2021 год |
Д) Экспозиционная работа
|
Май 2021 год |
|
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
В) Научно-исследовательская и поисковая деятельность
|
Ноябрь-декабрь 2021 год Январь 2022 год |
|||
21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. |
Г) Экскурсионная работа По историческим местам малой Родины, района области: предприятий района, области, школьный музей |
Февраль – апрель 2022 год |
Понедельное планирование работ музея на 2021/2022 учебный год
№ недели |
Мероприятия |
Месяц, год |
1. |
Подготовка музея к работе в новом учебном году. |
Сентябрь 2021 года |
2. |
Заседание совета музея по вопросам «Об итогах работы в 2020/2021 учебном году», «План работы в 2021/2022 учебном году». |
|
3. |
«План экскурсий на 2021/2022 учебный год», «Положение о музее». |
|
4. |
Тематическая экскурсия «Спасибо солдатам Победы, за то что не знаем войны». |
|
5. |
Знакомство совета музея с положениями «О взрывоопасных предметах», «О противопожарной безопасности», «О порядке сбора, хранения, регистрации, передаче экспонатов». |
Октябрь 2021 года |
6. |
Экскурсия в музей |
|
7. |
Генеральная уборка помещения музея. Заседание совета музея «Об итогах работы 1-й четверти». |
|
8 |
Тематическая экскурсия “Маўсклівыя сведкі мінулай выйны” (3-4 кл.). |
|
11. |
Экскурсия в музей (7-8кл.). |
Ноябрь 2021 года |
13. |
Экскурсия у музей ( 9.10.11 кл) |
Декабрь 2021 года |
15. |
Заседание совета музея «об итогах работы 2-й четверти и 1 полугодии 2021/2022 уч. г.». Заполнение отчётности «О работе музея в 2021 году». |
|
16. |
Ремонт оборудования и генеральная уборка помещения музея. |
|
17. |
Тематическая экскурсия “Знакамітыя асобы малой Радзімы” (5,6 кл). |
Январь 2022 года |
18. |
Заполнение документации музея. |
|
19. |
Экскурсия в музей Красносельской СШ(3,4 кл.). |
|
20. |
Пополнение экспозиции “З гісторыі школы”. |
|
21. |
Разработка материала экскурсии «Быт наших предков». |
Февраль 2022года |