Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Школьный историко-краеведческий музей

Дата: 9 декабря 2020 в 16:07, Обновлено 28 февраля 2022 в 12:43

Школьный историко-краеведческий музей  является частью образовательной и воспитательной системы школы.  В 2022 году  музею  исполнилось 34 года.

Музей - это центр духовно - нравственного, патриотического и эстетического воспитания.

Музей - это средство развития личности ребёнка, одна из форм

самообразования.

Школьный музей является одновременно и учебным классом, и игровой площадкой, и творческой мастерской.

Девиз музея: «Всё, что».

  • боевые дела наших земляков
  • история школы
  • природа родного края
  • белорусская хатка
  • история завода "Зеленоборский"

Музей  занимает важное место в учебно-воспитательном процессе школы. Он  помогает зажечь искорку любви и интереса в жизни народа, к его искусству, культуре, краеведению, истории деревни в разное историческое время, помогает воспитывать патриотов. Внедрение материалов музея в урочную деятельность позволяет на основе музейной экспозиции создать у ребёнка целостную картину мира, представление о движении времени. Педагог призван соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность ребёнка духовным наследием прошлого.

                                              Боевое прошлое наших земляков

Это экспозиция посвящена партизанскому движению в нашем крае.  130 жителей поселка Зеленый Бор были участниками Великой Отечественной войны. Они сражались на разных форнтах войны, являлись участниками партизанского движения, их воспоминания, фотографии, награды, предметы партизанского быта хранятся в музее школы.

                                               Природа  родного края

В экспозиции природа родного края собрана коллекция минералов Республики Беларусь. территория п.Зеленый Бор находится в границах лесной зоны. здесь преобладают сосновые и мелколиственные леса. В окрестностях Зеленого Бора находятся озера: Святое, Песочное, Рыбочное, Разливы. Наш край богат торфяными запасами.

                                                  Белорусская хатка

Это экспозиция посвящена традициям и обрядам белорусов, собраны предметы народного быта.

                                                  История завода  "Зеленоборский"

История  завода Зеленоборский и поселка Зеленый Бор написана по воспоминаниям первостроителей Портянкиной Эльзы Степановны, Шиманской Марии Моисеевны и др.  В 1947 году началось строительство поселка Зеленый Бор. Сначала поселок был безымянным. Кто называл СМУ, кто- Рова. Официальное название Зеленый Бор было присвоено тольео в 1958 году Указом Президиума Верховного Совета БССР. В 1949 году начало работать торфопредприятие "Смолевичское".

Содержание, проблемы патриотического воспитания и обоснование    необходимости их решения средствами школьного музея.

Патриотическое воспитание - задача общегосударственного значения.

Государство будет процветать только в том случае, если каждый его гражданин будет обладать суммой знаний об истории Родины, её культуре. 

Деятельность музеев образовательных учреждений как раз и направлена на

воспитание такого человека. Целостная система патриотического воспитания,одним из формообразующих компонентов которой является музей, позволяет формировать у подрастающего поколения высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей Беларуси.

Музей школы объединяет в себе содержание военного, исторического и этнографического музея.

 Среди основных форм работы школьного музея, таких  как экскурсии, встречи с ветеранами, классные часы, праздники многие другое большое значения имеет  проведение уроков в школьном музее. Экспозиционный потенциал музея  должен помочь оживить учебный процесс, приобщить детей к истории своей страны, своей малой родины.

Цели и задачи школьного музея.

Основные направления деятельности музея - это информирование, обучение, общение, развитие творческих способностей школьников.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора и развитию у  учащихся практических  навыков поисково-исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

Деятельность музея посвящена исследованию материалов по отечественной истории, краеведению, сохранению исторической памяти народа и изучению культурно - исторического наследия малой родины.

Объект деятельности - история и современность малой родины, школы, поселка .

Предмет деятельности - история и современность родного края, предметы крестьянского быта и народные ремёсла, мужество и героизм земляков в годы Великой Отечественной войны.

Цель деятельности музея - образовательно-просветительская работа и

патриотическое воспитание учащихся с помощью исторических знаний, пропагандирующих  традиции народа, формирующих у детей чувство 

и сознание уважения к историческому прошлому нашей страны, гордость за её славное  прошлое через историю собственных предков.

Предполагаемая аудитория музея - учащиеся своей и соседних школ, молодежь, родители, ветераны войны , жители и гости поселка Зеленый Бор .

 Идейный замысел музея. 

Историко-краеведческий музей  - это комплексный музей, в котором  представлены экспонаты по очень разным направлениям истории нашей малой родины.

Школьный музей призван способствовать:

- формированию у учащихся интереса познавать прошлое об истории своей

Малой родины, а также истории своей школы;

- овладению практическими навыками поисковой и научно - исследовательской деятельности;

- воспитанию толерантности и культуры мира в школьной среде;

- совершенствованию исторического образования учащихся, расширению их

кругозора.

 Фонд открытого хранения предметов музейного значения представляет собой пространство 

для встречи с гостями музея;

- классных часов и обзорных экскурсий, праздников;

- для проведения  игровых программ, интерактивных уроков по предметам

гуманитарного цикла;

- для проведений занятий с учащимися и активом школьного музея, для

осуществления ими научно – исследовательской, научно – фондовой и 

экскурсионной работы;

Перспективы развития музея:

- осуществлять сменные тематические выставки, посвященные памятным датам истории Родины;

- использовать музейные предметы экспозиций школьного музея в учебно-

исследовательской и проектной деятельности учащихся;   - проводить совместные мероприятия с ветеранами труда, привлекать их к работе актива музея;

- использовать инновационные формы работы в деятельности музея;

- устанавливать связи с другими музеями, привлекать родителей к работе в

музее;

- пополнять фонды музея, обновлять экспозиции;

- проводить на базе музея уроки, праздники, интерактивные экскурсии, встречи с интересными людьми, тематические вечера и т.п.;

- обновлять страничку школьного сайта  «Школьный музей»;

- создать мультимедийное портфолио по экспозициям музея.

Совершенствование программы деятельности музея.

Организация деятельности музея  опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Беларуси:

- Кодекс РБ «Об образовании»; 

-  Закон «О музеях и музейном фонде РБ»;

- Конвенция ООН «О правах ребенка»;

- Положение о школьном музее.

Задачами педагогического коллектива являются не только обучение, но и воспитание культурного, творческого человека, способного воспринимать и ценить принципы добра и красоты. Эти задачи решает  школьный музей с его экспозицией, подлинными предметами, имеющими историческую ценность.

Обучение в музее предполагает получение дополнительных знаний, чему способствует музейная педагогика. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков (урок - путешествие, урок - игра, урок - знакомство, уроки творчества), на которых могут использоваться музейные экспозиции и

различные музейные экспонаты. Обучение в музее может проводиться в какой - то другой нетрадиционной форме (например: встреча с интересными людьми - писателями, ветеранами, литературно - музыкальные гостиные, и т.п.). Такие уроки в музее стимулируют интерес детей к прошлому родного края, побуждают задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, находить объяснения.

Использование краеведческого материала на уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. На вещественных и документальных материалах музея могут быть написаны рефераты, доклады, творческие проекты. Дети могут

соприкоснуться с древностью, поработать с документами, соприкоснуться с

прошлым "вживую".

     Интегрированные уроки в школьном музее, игровые программы, праздники и многие другие мероприятия помогают раскрывать культурный потенциал музейных предметов и активно использовать их в учебном процессе, в урочной деятельности общеобразовательных учреждений.

Оценка эффективности реализации программы развития музея.

      В результате осуществления программы развития музея ожидается:

- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- возрождение истинных духовных ценностей белорусского народа;

- сохранение и развитие его славных боевых  и трудовых традиций;

- оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Перспективный план

по развитию музея

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Обновление экспозиции музея

1 раз в четверти

Совет музея

Пополнение фондов

Ежемесячно

А.А Титенкова

Ремонт музейного оборудования

Ежемесячно

Совет музея

Создание выстовочной полки экспозиции "Сялянская хата"

     В перспективе

Совет музея

Создание электронной базы музейных экспонатов

В перспективе

Совет музея

План работы

музея на 2021/2022 учебный год

№ недели

Мероприятие

Месяц,  год

1.

2.

3.

4.

А) Организационная работа

Об итогах работы за 2020/2021

учебный год.

Заседание совета музея.

Планирование работы на 2021/2022

Сентябрь

2021 год

5.

6.

7.

8.

Б) Инструктивно-методическая работа

Положение «О музее»

«О противопожарной безопасности»

«О взрывоопасных предметах»

«О порядке сбора, хранения, регистрации, передаче экспонатов»

Октябрь

2021 год

Д) Экспозиционная работа

  1. Обносление и пополнение экспанатов музея.
  2. Участие в районной акции «Ночь в музее».
  3. Учёба актива.
  4. Об итогах работы музея в 2016/2017 учебном году.

Май

2021 год

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

В) Научно-исследовательская и поисковая деятельность

  1. Историческое прошлое малой Родины и страны.
  2. Выдающееся деятели исторического прошлого и настоящего.
  3. Война и память народа.
  4. Вещественные исторические источники.
  5. Материалы периодических изданий.
  6. Воспоминания земляков 

Ноябрь-декабрь

2021 год

Январь

2022 год

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Г) Экскурсионная работа

По историческим местам малой Родины, района

области:

предприятий района, области,

школьный музей

Февраль – апрель

2022 год

Понедельное планирование работ музея на 2021/2022 учебный год

№ недели

Мероприятия

Месяц, год

1.

Подготовка музея к работе в новом учебном году.

Сентябрь 2021 года

2.

Заседание совета музея по вопросам «Об итогах работы в 2020/2021 учебном году», «План работы в 2021/2022 учебном году».

3.

«План экскурсий на 2021/2022

учебный год», «Положение о музее».

4.

Тематическая экскурсия «Спасибо солдатам Победы, за то что не знаем войны».

5.

Знакомство совета музея с положениями «О взрывоопасных предметах», «О противопожарной безопасности», «О порядке сбора, хранения, регистрации, передаче экспонатов».

Октябрь 2021 года

6.

Экскурсия в музей

7.

Генеральная уборка помещения музея. Заседание совета музея «Об итогах работы 1-й четверти».

8

Тематическая экскурсия “Маўсклівыя сведкі мінулай выйны” (3-4 кл.).

11.

Экскурсия в музей  (7-8кл.).

Ноябрь 2021 года

13.

Экскурсия у музей ( 9.10.11 кл)

Декабрь 2021 года

15.

Заседание совета музея «об итогах работы 2-й четверти и 1 полугодии 2021/2022 уч. г.». Заполнение отчётности «О работе музея в 2021 году».

16.

Ремонт оборудования и генеральная уборка помещения музея.

17.

Тематическая экскурсия “Знакамітыя асобы малой Радзімы” (5,6 кл).

Январь 2022 года

18.

Заполнение документации музея.

19.

Экскурсия в музей Красносельской СШ(3,4 кл.).

20.

Пополнение экспозиции “З гісторыі школы”.

21.

Разработка материала экскурсии «Быт наших предков».

Февраль 2022года

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.