ЗАНЯТИЕ № 1. Детско-родительское собрание: "Такой вот подростковый возраст…"
Цель: знакомство родителей и учащихся с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
Ход собрания: Уважаемые родители, учащиеся, сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать в этот период, и мы вместе попробуем найти выход из трудных ситуаций.
А начать я вам предлагаю с игры “Ассоциации”.
Родителям предлагается подобрать ассоциацию к слову подросток, подростковый возраст (ответы родителей). Спасибо уважаемые родители, а сейчас я хочу вас познакомить с ассоциациями ваших детей.
Высказывания учащихся на основе ответов анкеты (приложение 1)
Подростковый возраст-
- это человек в возрасте от 13 до 17 лет, когда он думает, что может решить любую проблему;
- это болезнь многих подростков;
- период, в котором человек переходит от беззаботной жизни к самостоятельной;
- самый сложный возраст, когда происходит переоценка окружающих людей.
Подросток –
- человек, у которого нет цели, которому больше хочется развлекаться, не думая о будущем;
- человек, который находится на стадии переходного возраста от 14 до 18 лет;
- человек, который переходит от младшего возраста во взрослую жизнь;
- человек, который осознает все трудности жизни;
- это ребенок, который считает себя взрослым, хотя на самом деле им не считается;
- достаточно взрослый юноша или девушка от 13 до 16 лет;
- человек, который может выражать свое мнение, понимать окружающих, хранить секреты;
- человек, который имеет свое мнение на жизнь;
- человек, мнение которого часто не совпадает с мнением родителей.
(Подытожить ответы)
За несколько дней до собрания с учащимися проводилась небольшая анкета, с целью выявления предпочтений ребят. А ответы у нас получились следующие:
Первый пункт – необходимо было выбрать между выполнением домашнего задания и общением с друзьями. Первый пункт выбрали ____% ребят, тогда как второй – общение с друзьями ____%, что и не удивительно, ведь огромное значение для подростка имеет общение со сверстниками. Привлекательность школы для подростка порой определяется не столько возможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей, друзей. Это во многом определяет его поведение, деятельность. Для подростков важно не только быть со сверстниками, главное занимать удовлетворяющее его положение. В подростковый период необычайно обостряется проблемы общения между учителем и учащимися. Достичь успехов в общении с подростками может тот взрослый, который учитывает психолого-педагогические требования к общению с учащимися.
Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
Следующим пунктом анкеты было выбрать между поговорить о возникшей проблеме с родителями, классным руководителем или с подругой, другом. С первым пунктом согласились ____% ребят, остальные ____% предпочитают решать проблему со сверстниками. С чем это связано?
На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Учитель и родители для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности взрослых. Устанавливая отношения с родителями, учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит свое отношение к ним.
Далее учащимся предлагалось выбрать согласятся ли они с мнением родителей, учителей, если даже у них совсем иное мнение или стараются высказать свое мнение, т.к. они у же достаточно взрослые и у них есть свое мнение. Первое утверждение оказалось близко ____%, второе – ____% учащихся.
И такой выбор ребят не случаен. Ведь стержневым новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости, которая выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку. В общении в частности это проявляется в требовании подростка разговаривать с ним на равных.
И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития.
В четвертом пункте анкеты ребята выбирали нравится им читать книги, ухаживать за животными, ходить в гости с родителями либо послушать музыку, сходить с друзьями на дискотеку. Оказалось, что заниматься животными, читать книжки, ребятам уже не интересно (____%) и они предпочитают послушать музыку, сходить на дискотеку и т.д. (____%), что тоже не удивительно.
Ведь для подростков характерна разбросанность интересов. Для него вдруг становится неинтересным то, что волновало вчера, на смену приходят совершенно новые интересы, увлечения, потребности. Именно в подростковом возрасте начинает образовываться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. В старших классах интерес всё больше перемещается с учебных предметов, с уроков в другую среду вне школьной деятельности. Очень часто более активно формируется не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные. Это, конечно, отражается на школьных занятиях, интерес к ним снижается, успеваемость падает. Делая что-то дополнительно, учащиеся не всегда выполняют задание учителя, так как эти задания для них уже неинтересны.
И так, мы познакомились с ответами ребят, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Поменяемся местами”. Цель этой игры научиться ставить себя на место другого человека, способствовать преодолению барьеров в общении.
Ход игры. Выбираются по желанию семья (родитель и ребенок). Один садится на стул, другой встает позади него. Группа задает вопросы к сидящему, обращаясь к нему как к его партнеру. Задача сидящего, отвечать так, как бы ответил его партнер. В конце обсуждается, правильно ли отвечал сидящий, совпадали ли ответы и почему? Кто лучше знает: родитель – ребенка, или ребенок – родителя?
Проигрывание ситуаций. Мы посмотрели с вами насколько хорошо мы знаем друг друга, а сейчас давайте попробуем проиграть одну из ситуаций, которая наверняка возникает в вашей семье (ситуации подбираются из тех, на которые чаще всего жалуются родители).
Ситуация: подросток отпрашивается у родителя пойти погулять, но не говорит с кем, куда идет, и чем будет заниматься. Задача родителя попытаться “выудить” эту информацию. Задача ребенка - как можно корректнее отпроситься, у родителя, чтобы у него не возникало никаких сомнений, но не говорить правду. В конце вместе с родителями и учащимися необходимо разобрать данную проблему и решить, как же лучше на самом деле поступить обеим сторонам, чтобы не возникло конфликтной ситуации.
И в конце я бы хотела сказать, что последним заданием анкеты было написать несколько качеств, которые они хотели бы видеть в своих родителях. И самыми первыми пунктами было понимание, общительность, терпеливость, доброта и только потом шли такие качества как строгость, грубость, агрессивность и т.д. Уважаемые родители, прислушайтесь к ответам детей, постарайтесь строить свои отношения на равных, учитывая все особенности, о которых мы с вами говорили, а вы ребята, раз уже поднялись на несколько ступенек к взрослости постарайтесь не огорчать своих родителей, и относиться с пониманием к их переживаниям за вас.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Отметьте, пожалуйста, наиболее подходящий для вас ответ:
Подростковый возраст-
- это человек в возрасте от 13 до 17 лет, когда он думает, что может решить любую проблему;
- это болезнь многих подростков;
- период, в котором человек переходит от беззаботной жизни к самостоятельной;
- самый сложный возраст, когда происходит переоценка окружающих людей.
Подросток –
- человек, у которого нет цели, которому больше хочется развлекаться, не думая о будущем;
- человек, который находится на стадии переходного возраста от 14 до 18 лет;
- человек, который переходит от младшего возраста во взрослую жизнь;
- человек, который осознает все трудности жизни;
- это ребенок, который считает себя взрослым, хотя на самом деле им не считается;
- достаточно взрослый юноша или девушка от 13 до 16 лет;
- человек, который может выражать свое мнение, понимать окружающих, хранить секреты;
- человек, который имеет свое мнение на жизнь;
- человек, мнение которого часто не совпадает с мнением родителей.
1. Представьте, пожалуйста, что сегодня у вас есть возможность выбрать: вечером делать домашнее задание или идти на встречу с друзьями. Чтобы вы выбрали:
А) Выполнение домашнего задания;
Б) Встречу с друзьями?
2. Если бы у вас возникла какая-нибудь проблема, вы бы скорее обратились за советом к родителям, классному руководителю или к другу/подруге:
а) К родителям, учителям;
б) К другу или подруге?
3. Согласитесь ли вы с мнением родителей, учителей, если даже у вас совсем иное мнение, или постараетесь высказать свое мнение, т.к. вы уже достаточно взрослые и у вас есть свое мнение:
а) Соглашусь с мнением родителей, учителей;
б) Выскажу свое мнение.
4. Вам больше нравится: читать книги, ухаживать за животными, ходить в гости с родителями, либо послушать музыку, сходить с друзьями на дискотеку:
а) Читать книги, ухаживать за животными, ходить в гости с родителями;
б) Слушать музыку, ходить с друзьями на дискотеку?
5. Какие качества вы бы хотели видеть в своих родителях, укажите, что для вас на первом месте, что на втором и т.д.: понимание, общительность, терпеливость, доброта, строгость, грубость, агрессивность, справедливость.
Большое спасибо!
ЗАНЯТИЕ № 2. Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания. Поддержка как стратегия конструктивного взаимопонимания с детьми.
Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей у ребенка уважение к себе.
Теоретическая часть
Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите в нем позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Овладеть навыком поддержки – это научиться видеть сильные стороны личности ребенка и говорить ему об этом.
Чтобы освоить навык поддержки, родители должны знать о таком принципе общения – безусловном принятии ребенка. Это значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник, а просто так, просто за то, что он есть!
Ход занятия
Упражнение № 1. «Снежный ком»
Упражнение на знакомство. Участникам предлагается по очереди назвать свое имя (так, как он хочет, чтобы его называли в группе) и имя всех предыдущих участников.
Упражнение № 2.
Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?
Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ном будет включать:
- принятие;
- внимание;
- признание (уважение);
- одобрение;
- теплые чувства.
Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.
Признание очень нужно человеку. Покажите своему ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы имеете в виду, но не говорите.
Используйте принцип «здесь и сейчас»: признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Примеры ошибочных высказываний: «Так почему ты раньше так не убирал в своей комнате?» или «Я надеюсь, ты теперь всегда будешь так же убирать, как сегодня!»
Зона радости – это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком.
Возможно, у вас уже давно существует эта зона радости, есть какие-то традиции, негласные правила.
Упражнение № 3
Каждый по кругу продолжает фразу: «Зона радости в моей семье – это…»
После этого происходит обмен мнениями. Психолог подводит участников к выводу, что зона радости – это залог бесконфликтной дисциплины в семье.
Упражнение № 4.
Разыгрывание проблемных ситуаций, в которых уместно применение навыков поддержки со стороны родителей:
- обидел младшую сестру (брата);
- не захотел заходить в кабинет врача;
- боится опоздать в школу;
- опасается насмешек одноклассников и т.п.
После разыгрывания (или обсуждения) проблемных ситуаций анализируется, какой именно вид поддержки был оказан в каждом случае. Таким образом, поддержка может быть разной – с одной стороны, это умение моментально реагировать на актуальные затруднения у ребенка, с другой – умение создавать поддерживающую атмосферу в семье.
В заключение желательно получить обратную связь от участников клуба, дать возможность выразить чувства, возникшие в ходе встречи. Например, можно предложить фразу: «Сегодня было полезно узнать (почувствовать)…»
В конце встречи родителям предлагается краткий конспект, в котором изложены способы поддержания у ребенка нормальной самооценки.
Для поддержания у ребенка нормальной самооценки важно:
- безусловно принимать его;
- активно слушать его;
- бывать (читать, играть, заниматься) вместе;
- не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;
- помогать, когда просит;
- поддерживать;
- делиться своими чувствами (доверять);
- конструктивно разрешать конфликты;
- использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты…», «Хорошо, что ты пришел», «Давай посидим (что-то сделаем) вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть»;
- обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.
ЗАНЯТИЕ № 3 Мы вместе
Цель: предоставление детям возможности выразить свои желания и получить поддержку своих родителей; диагностика семейного социума.
Материалы: вырезанные из бумаги круги, карандаши.
Ход занятия
Упражнение 1. «Выйти из-под опеки»
Цели: развитие умения понимать другого человека.
Родители разбиваются на две подгруппы. Одна подгруппа играет роль родителей, другая – роль детей. «Дети» сидят по кругу, родители стоят у них за спиной, касаясь руками их плеч. «Детям» предлагается почувствовать тепло родительских рук, их опеку, заботу. Но «дети» растут и стараются стать самостоятельными, выйти из-под опеки родителей. «Детям» предлагается приложить определенные усилия (преодолеть сопротивление со стороны родительских рук) и стать самостоятельными.
Обсуждение упражнения: насколько сильным было желание родителей удержать «ребенка» около себя как можно дольше? Почему «детям» хотелось быстрее отделиться от взрослых?
Упражнение 2. диаграмма «Семья»
Цель: диагностика семейного социума.
Всем членам раздаются круги, вырезанные из бумаги (размер не имеет значения). Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. При создании круга очерчивается граница. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния человека, открывает возможности для духовного роста личности.
Участниками предлагается обозначить территорию, который занимает каждый член в их семье.
После выполнения задания проводится обсуждение.
Упражнение № 3. Качели «Детство – взрослость»
Цель: обеспечение эмоциональной вовлеченности участников в тренинг, развитие навыков координации совместных действий.
Помещение условно разбивается на две части. Посередине комнаты, где обыгрывается упражнение, проводится черта. Ведущий инструктирует участников: «Представьте качели. Вы садитесь на них. И когда качели поднимаются (правая от черты половина комнаты) – вы оказываетесь в мире взрослых, когда опускаются (левая половина комнаты) – вы возвращаетесь в мир детства. В мире детства вы можете дурачиться, капризничать и т.д., в мире взрослых нужно вести себя «по-взрослому». По команде ведущего «Вверх» вы должны переместиться вправо, а если прозвучала команда «Вниз» - перебежать влево, т.е. побывать то в детстве, то во взрослой жизни».
Обсуждение упражнения: кем быть легче – взрослым или ребенком? Почему?
Упражнение № 4. Медиативная техника «Погружение в детство»
Цель: обретение спокойствия, возможности разобраться в собственном внутреннем мире.
Ведущий: «Вы когда-нибудь опускались на дно океана? Нет? Сегодня вам представится такая возможность. Закройте, пожалуйста, глаза.
Итак, одеваем акваланги, маски, набираем в легкие побольше воздуха и прыгаем в воду. Медленно погружаемся в пучину океана. Там очень темно и практически ничего не видно. Но затем привыкаем к темноте и начинаем различать знакомые предметы: школу, класс, учительницу. Опускаемся дальше. А вот – детский сад… Опускаемся на дно океана. Что вы видите? Дотроньтесь до знакомых вам предметов. Вспомните начало вашей жизни. А теперь медленно всплываем на поверхность и открываем глаза».
Обсуждение упражнения: какой отрезок погружения вызвал больше всего воспоминаний, чувств? Где хотелось проплыть быстрее, а где задержаться?
ЗАНЯТИЕ № 4. Мы вместе
Цель: определение круга семейных проблем: выработка у родителей адекватного представления о детских возможностях и потребностях.
Ход занятия
Упражнение № 1. «Преодоление препятствий»
Цель: формирование уверенности, тренировка умения оперативно реагировать на неожиданные преграды.
Участники разбиваются на тройки (папа, мама, ребенок), берутся за руки, посередине – ребенок. Тройке необходимо пройти через воображаемые препятствия. Задача родителей – поддерживать, предупреждать ребенка о том, что необходимо перешагнуть, обойти препятствие. При этом он должен научиться чувствовать родителей.
Упражнение 2. «Айсберг»
Цель: определение круга семейных проблем. Ведущий просит участников представить, что жизнь их семьи – айсберг, 10% общего объема которого видны окружающим, а 90% скрыты. Каждый участник продумывает, какой видят его семью окружающие и что он старается скрыть от них.
Далее записываются возможные пути решения проблем в семье. И предлагается как бы «попутешествовать» по телу, обдумывая решения проблем. Т.о. предлагается почувствовать более приемлемые способы решения проблем.
Упражнение № 3. «Механизм»
Цель: развитие собранности, одновременности действий.
Участники разбиваются на тройки и располагаются друг за другом (в колонну по три человека). Движения начинается следующим образом: 1-й шаг левой ногой делает первый участник, 2-й шаг – первый участник правой ногой и второй участник левой ногой (ступни ног соприкасаются) одновременно, 3-й шаг – второй участник правой ногой и третий участник левой ногой, 4-й шаг – третий участник правой ногой. Затем движения повторяются.
Итогом упражнения является синхронное движение в быстром темпе.
В процессе обсуждения необходимо выяснить, с какими трудностями столкнулись участники, как смогли разрешить проблемы.
Упражнение № 4. «Не хочу»
Цель: выработка у родителей адекватного представления о детских возможностях и потребностях.
Работа в тройках. В течение 30 секунд необходимо проиграть ситуации: родители заставляют ребенка что-то сделать вопреки его желанию. Затем предлагается проиграть те же ситуации в быстром темпе, имитируя ускоренную перемотку пленки.
Вариант выполнения этого упражнения: проиграть ситуацию, начиная с ее окончания и доходя до ее возникновения.
Далее проходит обсуждение чувств родителей и детей.
Упражнение № 5 «Сор из избы»
Цель: развитие навыков тактильной чувствительности.
Выбирается ведущий, который выполняет роль хозяина дома. Остальные участники с помощью «мозгового штурма» называют негативные составляющие семейной жизни (например, конфликты, ссоры, безразличие). После проведения «штурма» хозяин дома имитирует выметание сора из избы, т.е. медленно подталкивает участников за двери кабинета, где происходит упражнение.
Завершение упражнения сопровождается обсуждением: что испытал ведущий, как чувствовали себя остальные участники?
ЗАНЯТИЕ № 5. Конфликт
Цель: развитие навыков общения в конфликтных интимно-личностных ситуациях.
Ход занятия
Упражнении № 1. «Конфликт в семье»
Цель: создание агрессивных тенденций и их влияние на детей.
Участники разбиваются на тройки (мама, папа, ребенок). При этом «ребенок» выполняет роль стороннего наблюдателя. Родители с помощью жестов и мимики разыгрывают сцену конфликта, который развивается по восходящей линии и доходит до своего пика (проигрывание останавливается). Выясняются чувства трех сторон.
Сцена проигрывается второй раз, но в замедленном темпе. Зрители должны увидеть начало формирования конфликта и сказать «Стоп». С чего начинается конфликт? Когда его можно предупредить? Какими способами?
Упражнение № 2. «Выйти из-под контроля»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Родители располагаются в шеренгу на небольшом расстоянии друг от друга. Взявшись за руки, они образуют так называемые ворота. «Дети» спокойно прохаживаются мимо своих родителей и стараются зайти за границу дозволенного, пройдя через ворота. Задача родителей – не пропустить детей. Та же ситуация проигрывается еще раз, но при этом родители повернуты спиной к детям.
Обсуждение упражнения: когда было легче заметить, что ребенок хочет выйти из-под контроля? Почему?
Упражнение № 3. «Лицо семьи»
Цель: осознание разнообразия человеческих чувств.
Участники становятся в шеренгу друг за другом. Каждому из них необходимо изобразить с помощью мимики одно их состояние, которое ребенок может испытывать в семье.
По сигналу ведущего, который наблюдает за сменой «масок»: 1-й ученик должен показать эмоциональное состояние (тревогу, радость и пр.) и присесть на корточки, 2-й ученик демонстрирует свою маску и т.д. Упражнение выполняется в достаточно быстром темпе.
Проводится повторное проигрывание на тему «Эмоции ребенка в счастливой семье».
Обсуждение упражнения: какое эмоциональное состояние легче играть и почему?
При обсуждении необходимо обратить внимание на то, каких эмоций было больше – положительных или отрицательных.
Упражнение № 4. «Передай свою любовь ребенку»
Цель: повышение сенситивности родителей к ребенку.
Родители разбиваются на пары: один выполняет роль ребенка, другой – роль родителя. Последний должен разными способами (вербальными и невербальными) продемонстрировать любовь к своему ребенку.
ЗАНЯТИЕ № 6. Стили семейного воспитания
Цель: формирование представлений родителей о стилях семейного воспитания; содействие гуманизации отношений в семье.
Необходимые материалы: жребии с различными стилями воспитания, газета.
Ход занятия
Упражнение № 1. «Совместная деятельность»
Цель: тренировка умения организовать совместную деятельность.
Два участника (родители) встают лицом друг к другу и берутся одной рукой за край развернутой газеты. Их задача – смять газету в один комок, а затем развернуть, используя только одну руку.
Варианты упражнения: «вытряхиваем коврик», «отжимаем белье».
Упражнение № 2. «Стили семейного воспитания»
Цель: формирование представлений родителей о стилях (авторитарном, демократическом, попустительском) семейного воспитания.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью, высокой централизацией руководства. Попустительский (либеральный) стиль предполагает терпимость в отношениях с детьми, всепрощенство, отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга. Демократический стиль характеризуется гибкостью, большим доверием к ребенку, высокой культурой деятельности и отношений между родителем и подростком.
Участники посредством жребия делятся на три подгруппы: родители, придерживающиеся трех разных стилей семейного воспитания. Каждый из участников знает только то, что написано у него на бумаге. С помощью жестов и мимики необходимо найти сторонников того или иного стиля семейного воспитания.
Упражнение № 3. «Авторитарный стиль»
Цель: развитие рефлексивных способностей участников.
«Дети» образуют внутренний круг, стоят, опустив головы и закрыв глаза. Внешний круг – родители, которые в воспитании своих детей придерживаются демократического стиля воспитания. За каждым родителем закрепляется «ребенок». Среди родителей есть тот, кто использует в отношениях со своим ребенком авторитарный стиль общения (выбирается путем жребия), но другие участники не знают, кому отведена эта роль.
По сигналу ведущего родители начинают двигаться по кругу. Проходя мимо «своих детей», им необходимо их ободрить, передать положительную энергию (невербально). Родителю, придерживающемуся авторитарного стиля воспитания, наоборот, необходимо продемонстрировать свою силу, власть над ребенком.
По окончании упражнения участники должны догадаться:
- кто был их родителем;
- кто из детей не получил в процессе упражнения положительных эмоций.
Обсуждение упражнения: что испытывали «дети» и их родители в процессе такого контакта? Какие чувства и мысли возникали у ребенка, которого подавляли, принижали?
Упражнение № 4. «Сверху вниз»
Цель: содействие гуманизации отношений в семье.
Участники разбиваются на пары: родитель – ребенок. Ведущий предлагает родителям посмотреть на своего ребенка сверху вниз.
Обсуждение упражнения: что видят (чувствуют) обе стороны?
По мнению И.П. Подласого, именно это несовпадение плоскостей обозрения и создает множество причин для нарушения отношений между родителями и детьми. Поэтому, если родители хотят установить дружеские отношения с детьми, необходимо держать свои глаза на уровне глаз ребенка.
Упражнение № 5. «Семейные ошибки»
Цель: формирование понимания ошибок во взаимодействии между членами семьи.
Участникам, объединенным в команды по 3 – 4 человека, предлагается продемонстрировать конфликтные семенные ситуации, нарушив как можно больше правил общения (несдержанность, перебивание партнера, незаинтересованность разговором, угрозы и т.п.). потом участники классифицируют допущенные ошибки и устраняют их, повторно проиграв ситуацию.
ЗАНЯТИЕ № 7. Мы – семья
Цель: развитие умений межличностного восприятия, наблюдательности; обучение регуляции поведения.
Необходимые материалы: моток ниток, куски пленки.
Ход занятия
Упражнение № 1. «Аквариум»
Цель: развитие умений межличностного восприятия, наблюдательности, эмпатии.
В воображаемом аквариуме живут мама-рыба, папа-рыба и их ребенок. Выбираются три участника в соответствии с ролями. Остальные участники играют роль «мирных» и хищных рыб. Хищные рыбы стараются нанести вред ребенку. Задача родителей – уберечь его от опасности. Упражнение усложняется тем, что родители не знают, с какой стороны ждать опасность.
Упражнение № 2. «Часы»
Цель: развитие групповой сплоченности, умения координировать совместное действия.
Семья – это часы: мама – большая стрелка, папа- маленькая часовая, ребенок – секундная. Остальные участники (цифры) упражнения занимают места на циферблате часов. Имитируются «работающие» часы. Задача «ребенка» - пробежать несколько раз по кругу циферблата, не натолкнувшись на цифры и не задев родителей.
Упражнение № 3. «Сквозь тонкую нить»
Цель: развитие групповой сплоченности, умения координировать совместные действия.
Участники стоят в круге и передают друг другу катушку тонких ниток. Далее концы ниток связываются – образуется внутреннее кольцо. Задача участников – пройти через это кольцо таким образом, чтобы не покидая своего места, оказаться внутри кольца. Сложность данного упражнения заключается в несогласованности действий участников, что может привести к разрыву тонкой нити.
Упражнение № 4. Грань
Цель: обучение регуляции поведения, умению совершать обдуманные поступки.
Совершая отдельные поступки, мы не всегда умеем находить границу «нормативного» поведения, ту черту, за пределами которой находятся конфликты, кризисы и т.п. Поэтому важным умением человека является умение остановиться в нужный момент.
Упражнение может выполняться в парах и тройках. Участникам даются одинаковые по площади куски пленки. Их задача – максимально растянуть пленку и не разорвать ее. Важна согласованность действий участников, «чувствование» грани, за которой может произойти разрыв.
ЗАНЯТИЕ № 8. Формирование у детей ответственности. Уровни и составляющие ответственности
Цель: разобраться, что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его формирования у детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие «внутренней мотивации».
Теоретическая часть
Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в детях.
Ответственность – это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.
Послушание и ответственность – это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Детей нужно учить и послушанию и ответственности, но бездумное послушание очень опасно.
Составляющие ответственности
- Понимание задачи.
Это знание того, что нужно сделать и как это сделать. Ребенок многое понимает по-своему. Для ясного понимания задачи нужно, чтобы родитель и ребенок все четко обсудили между собой.
- Согласие с поставленной задачей.
У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.
3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.
Родители должны учить подрастающего ребенка не только слушать старших (внешняя мотивировка), но и научить его самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой или наградой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.
Уровни воспитания ответственности
Первый уровень. Ребенок в качестве помощника.
Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела: накрывать на стол, делать заказ по телефону и т.п.
Второй уровень. Ребенок нуждается в напоминании и в контроле.
Третий уровень. Выполняет задание самостоятельно.
Ребенок не только сам выполняет свою работу, но и не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – цель наших усилий.
Условия воспитания ответственности
- Самоуважение.
Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей.
- Разумные ограничения.
Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.
- Продолжительность и постепенность.
Ребенок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт.
Нужно учитывать, что все дети разные: определите, что для вас наиболее важно, что приемлемо для вашего ребенка.
Для этого:
- поймите природу своих претензий, определите свои цели;
- учитывайте возрастные особенности ребенка;
- принимайте в расчет особенности характера; помните, что основные его черты закладываются в раннем детстве;
- учитывайте опыт ребенка – то, что он уже умеет делать: даже неудачный опыт может принести пользу.
Практическая часть
Упражнение «Определение ответственности»
Психолог зачитывает ситуации и предлагает родителям определить, что лежит в их основе – ответственность, послушание или что-то другое.
Примеры ситуаций
- Маша быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть фильм, пока этого не сделает.
- Аня любит читать. По возвращении из школы в понедельник она сразу же приступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать будут не раньше пятницы.
- Коля хочет попасть на соревнования по плаванию. Каждый день он ходит в бассейн и тренируется.
- Ваня обещал принести книгу своему школьному товарищу, но забыл.
Возможные варианты ответов:
- Послушание.
- Ответственность (девочка могла бы читать любую другую книгу).
- Ответственность.
- Ни послушание, ни ответственность.
По окончании работы родители высказывают свое мнение, задают вопросы. Им вручается памятка «Об ответственности».
Об ответственности
Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.
Компоненты ответственности:
- Понимание задачи.
- Согласие с поставленной задачей.
- Умение самостоятельно мотивировать свои действия.
Дети часто копируют поведение своих родителей
Уровни ответственности:
Первый уровень. Ребенок в качестве помощника.
Второй уровень. Ребенок нуждается в напоминании и контроле.
Третий уровень. Выполняет задания самостоятельно.
Условия воспитания ответственности:
- Самоуважение.
- Разумные ограничения.
- Продолжительность и постепенность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Учет особенностей характера.
- Учет личного опыта.
Об ответственности
Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.
Компоненты ответственности:
- Понимание задачи.
- Согласие с поставленной задачей.
- Умение самостоятельно мотивировать свои действия.
Дети часто копируют поведение своих родителей
Уровни ответственности:
Первый уровень. Ребенок в качестве помощника.
Второй уровень. Ребенок нуждается в напоминании и контроле.
Третий уровень. Выполняет задания самостоятельно.
Условия воспитания ответственности:
- Самоуважение.
- Разумные ограничения.
- Продолжительность и постепенность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Учет особенностей характера.
- Учет личного опыта.
ЗАНЯТИЕ № 9. Как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Правила о правилах.
Цель: выявить условия, необходимые для воспитания у ребенка дисциплины.
Материалы: листки с описанием ситуаций.
Теоретическая часть
Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный беспорядок дают ребенку чувство безопасности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то, скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
Первое правило
Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
Второе правило
Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Третье правило
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Ребенку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать, шумно играть…
Четвертое правило
Родители должны согласовывать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
Пятое правило
Тон предъявления или выражения запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повествовательным.
Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложение лучше строить в безличной форме.
Шестое правило
При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:
- Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).
- Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту).
- Ограничение должно быть выполнимым. Если составленное вами правило недейственно, его нужно изменить.
Практическая часть
Родителям раздаются листки с описанием ситуаций. Инструкция: «Прочитайте описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; напишите вариант более действенного высказывания».
- Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, всегда выноси мусор».
(Ответ: «Вынеси мусор до моего возвращения с работы, я позвоню тебе перед выходом». Не следует требовать выполнения задания сразу же.)
- «Я тебе денег не дам! Ты все равно их потратишь впустую».
(Ответ: «Разумно трать деньги, которые тебе дают на карманные расходы. Других денег не будет».)
- «Ты опять пролил молоко! Вечно у тебя все валится из рук!».
(Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все это и налей себе другой стакан молока».)
После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:
- любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;
- дети, слушая, что им говорят, получают информацию о том, как надо себя вести;
- высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него чувство ответственности.
Обсуждение итогов встречи.
ЗАНЯТИЕ № 10. Мотивы «плохого поведения» детей. Причины стойкого непослушания
Цель: научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении нормальных отношений с ребенком.
Материалы: карточки с проблемными ситуациями.
Теоретическая часть
Тема сегодняшней встречи замечательно раскрывается в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», которую следует прочитать каждому родителю.
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. В их поступках ищут злой умысел, их самих считают порочными. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.
Можно выделить четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
- Борьба за внимание.
Если ребенок не получает внимание, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрабатывается от своих дел, делает замечания…
- Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «Я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, а их критика слишком резка, опасения преувеличены, то ребенок «восстает».
- Желание отомстить.
Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (он у бабушки, в больнице), или родители уделяют больше внимания младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
- Потеря веры в собственный успех.
Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходят из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…». Всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!»
Практическая часть
Упражнение №1. «Анализ трудных ситуаций»
Раздаются карточки, на которых написаны различные ситуации. Сначала возможно их обсуждение в парах или тройках.
Примеры ситуаций
Мама пятнадцатилетней девочки заметила, что дочь в последнее время стала хуже себя вести, грубить, отдалилась от нее. Отчуждение очень мучает маму. Но она не знает как себя вести…
Подросток часто включает магнитофон «на полную катушку». Вам это страшно досаждает. Как быть?
Мама пятнадцатилетнего ребенка жалуется на выходку сына психологу: «Недавно сидим с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь – и прямо на нас с палкой идет и бьет!» Как вы думаете, в чем причина агрессии ребенка?
Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, но он рад встречи с вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть?
Упражнение №2 «В чем ошибка»
Психолог читает фразы, в которых есть неточности. Родителям нужно определить, в чем ошибка, и написать более достойное высказывание.
- «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?»
- «Я хочу, чтобы через пять минут ванная была убрана. Приступай!»
- «Нет, я не разрешаю тебе идти на лыжах. Ты сломаешь ногу».
- «Тебе нельзя идти на улицу, пока не уберешь в комнате».
Возможные варианты ответов:
- Не надо задавать вопрос, необходимо поставить задачу. Лучше сказать: «Обед почти готов. Иди накрывать на стол».
- Слишком большой объем работы за короткое время. Лучше сказать: «К нам приходят гости; помоги мне сейчас убраться в ванной».
- Слишком критично. Предполагает неудачу. Лучше: «Ты сможешь пойти кататься на лыжах, когда научишься ездить как следует».
- Неясно, какую работу нужно сделать. Лучше: «После того как ты уберешь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметешь пол, можешь идти на улицу».
В конце встречи психолог делает выводы, обобщает высказывания родителей.